Деструктивные и конструктивные конфликты

Большинство людей считает конфликт сугубо негативным явлением, которое приводит только к ссорам, противоречиям и разрушениям. Однако это заблуждение. Помимо деструктивных, есть еще и конструктивные конфликты, которые приводят к разрешению многих скрытых проблем.

Определение понятий

Конфликт — это определенное противоречие или противостояние, возникающее из-за несовместимости интересов сторон. Это может происходить между людьми или между их группами на протяжении всей жизни.

В соответствии с характером последствий психологи различают деструктивные и конструктивные конфликты. В первом случае не будет ничего, кроме ссор, негатива и натянутых отношений. Иногда деструктивные конфликты могут переходить в стадию физического насилия. Часто они возникают на почве личной неприязни, предубеждений и желания извлечь выгоду.

Конструктивные конфликты имеют совершенно противоположное значение. Они помогают решать очевидные и скрытые проблемы, снимают напряжение в коллективе и укрепляют дружеские отношения. Когда дело доходит до бизнеса, менеджеры иногда намеренно провоцируют конфликты, чтобы преуменьшить напряженность.

конструктивное поведение в конфликте

Конструктивный и деструктивный конфликт — сложности оценки

Стоит отметить, что сравнение между отдельными людьми или их группами довольно сложно оценить. Определить сорт не всегда удается в силу следующих объективных факторов:

  • Нет четких критериев, позволяющих различать конструктивный и деструктивный конфликт. Чаще всего это можно сделать только после окончания противостояния, когда может быть дана оценка последствий (да и то ответ может быть не однозначным).
  • Большинство конфликтов, независимо от среды, в которой они возникают, имеют одновременно и конструктивную, и деструктивную функции.
  • Характеристики сравнения могут сильно различаться в зависимости от стадии, на которой оно находится. Конструктивный конфликт может стать таковым только после острой фазы или, наоборот, попасть в зону разрушения.
  • При оценке конфликта всегда стоит учитывать субъективную сторону. Следовательно, одна сторона может счесть это конструктивным, а для другой — деструктивным. Кроме того, важно учитывать интересы третьих лиц, которые могут инициировать конфронтацию.

конструктивное развитие конфликта

Конструктивные функции социального конфликта

Несмотря на общий негативный оттенок такого явления, как конфликт, он выполняет ряд функций положительного значения. Итак, конструктивная сторона конфликтов такова:

  • конфликт позволяет выявить противоречия и проблемы именно в тот момент, когда они достигли стадии зрелости и нуждаются в немедленном устранении;
  • может выступить механизмом снятия напряжения в обществе и разрешения стрессовой ситуации;
  • в процессе поиска путей выхода из конфликта люди могут интегрироваться, проявляя взаимопомощь и понимание;
  • в результате разрешения спорной ситуации и устранения ее источника социальная система становится более устойчивой;
  • конфликт, возникший с течением времени, может предостеречь от более серьезных конфликтов и противоречий.

Поэтому однозначно говорить о негативном характере конфликта нельзя. Конструктивный социальный конфликт направлен не на обострение, а на решение проблем.

Конструктивные функции межличностного конфликта

Конструктивный межличностный конфликт выполняет следующие положительные функции:

  • позволяет раскрыть истинные черты характера оппонента, а также выявить истинные причины его поведения;
  • конфликтные ситуации способствуют укреплению характера и формированию личности;
  • способствует адаптации личности в обществе, ее самореализации и самоутверждению.

Деструктивные функции конфликта

Для конфликтов характерны следующие деструктивные функции:

  • из-за того, что противостояние может переходить из словесного в физическое, велик риск материальных потерь, а также человеческих жертв;
  • дезорганизация общества из-за напряженности в отношениях;
  • замедление темпов социально-экономического развития из-за нарушения межличностных и межгрупповых отношений;
  • в процессе противостояния могут открываться новые конфликты, которые будут еще более разрушительными;
  • снижение дисциплины и дезориентация;
  • ухудшение психологического климата в коллективе или компании;
  • с точки зрения отдельного человека может развиться неуверенность в себе, может возникнуть заблуждение в убеждениях и ценностях;
  • отрицательная оценка окружающих;
  • во время конфликта могут действовать защитные механизмы психики, что может привести к деструктивному поведению или болезненным состояниям.

конструктивный и деструктивный конфликт

Типы конфликтных личностей

Конструктивное разрешение конфликта не всегда возможно в силу индивидуальных особенностей его участников. Психологи выделяют шесть типов личностей, которые чаще всего сравниваются с другими:

  • демонстративно: любят находиться в центре событий, достаточно эмоциональны и поэтому часто инициируют споры и столкновения;
  • жесткие — из-за завышенной самооценки и обидчивости часто пренебрегают мнением и интересами окружающих, что вызывает серьезные конфликтные ситуации;
  • неконтролируемые — характеризуются излишней импульсивностью и отсутствием навыков самоконтроля;
  • сверхточный: слишком требователен к себе и к другим, суетлив в глупостях, подозрителен;
  • конфликт — умышленное вступление в конфронтацию с другими, рассматривая такое поведение как способ манипуляции и достижения поставленных целей;
  • бесконфликтные — боятся любых споров и драк, в результате которых могут спровоцировать агрессию и раздражение окружающих, что приводит к обратному эффекту.

конструктивные способы разрешения конфликтов

Модели конфликтного поведения

Существует три основных модели конфликтного поведения, а именно:

  • Деструктивность характерна стремлением к обострению противостояния и увеличению напряженности. Человек может попытаться вовлечь в конфликт еще больше участников, расширив его масштабы. Для данной модели характерно следующее:
    • халатность партнера с целью уменьшения его роли в разрешении спора;
    • личное оскорбление и негативные оценки имущества;
    • открытое проявление недоверия и сомнений;
    • отклонение от морально-этических норм общения.
  • Конструктивное поведение в конфликте направлено на скорейшее «погашение» противостояния и решение проблемы дипломатическим путем. Если один из участников стремится к примирению, он проявит сдержанность и выдержку, независимо от поведения оппонента. Важно вести себя открыто и доброжелательно, не говоря уже о словах.
  • Компромиссный образец поведения направлен на поиск альтернативного решения, он характерен для незащищенных людей. Они проявляют себя достаточно пассивно и избегают прямых ответов на вопросы. Участники не настаивают на уважении собственных интересов и охотно идут на уступки.

Конструктивное развитие конфликта

Чтобы конфликт развился по конструктивному сценарию, необходимо выполнение следующих условий:

  • участники признают наличие разногласий, пытаются понять их характер и признать право оппонента уважать его права и отстаивать свою личную позицию;
  • перед тем, как приступить к устранению причин противоречия, необходимо полностью исключить негативные проявления конфликта, такие как громкие звуки, взаимные оскорбления и т д;
  • если самостоятельно достичь консенсуса не удается, то можно привлечь к разрешению спора незаинтересованную третью сторону, которая сможет дать проблеме объективную оценку;
  • согласие всех конфликтующих сторон с установленными правилами поведения, что способствует эффективному общению.

конструктивная сторона конфликтов

Сглаживание деструктивного конфликта

Стоит отметить, что конфликт деструктивного характера может иметь вполне благоприятный исход. В связи с этим выделяют следующие конструктивные методы разрешения конфликта:

  • Устранение причины столкновения путем ограничения контактов между сторонами. Если говорить об управлении организацией, то можно говорить о разграничении полномочий или смене персонала.
  • Усилить взаимодействие между конфликтующими сторонами. Если сравнение напрямую не касается выполняемых задач, желательно поставить перед ними общую цель, которая заставит участников искать общий язык.
  • Стимулирование самостоятельного поиска выхода из конфликтной ситуации. Более того, это не обязательно должно быть поощрение в случае досрочного прекращения противостояния. Вполне возможно разработать систему санкций, которая будет действовать в случае, если спор не будет разрешен.

конструктивное управление конфликтами

Управление конфликтом

Конструктивное управление конфликтами включает следующие основные приемы:

  • Четкое различие между предметом конфликта и его участниками. Недопустимо критиковать личные качества или интересы. Следовательно, все внимание сосредоточено непосредственно на проблеме.
  • Разработайте варианты, которые удовлетворят обе стороны. Для достижения общего решения стороны конфликта должны направить все свои усилия не на личное противостояние, а сосредоточить их на поиске альтернатив. Стоит противостоять проблеме, а не противостоять друг другу. Здесь хорошо работает метод мозгового штурма, который также может включать третьи стороны.
  • Использование объективных критериев предполагает объективный взгляд на проблему независимо от интересов конфликтующих сторон. В таком случае можно принять стабильное и нейтральное решение.
  • Устранение влияния принципиальных позиций. Прежде всего, каждая сторона должна определить, в чем состоит ее рациональная заинтересованность в том или ином развитии событий. Вполне возможно, что стороны конфликта имеют общего или, по крайней мере, не исключают друг друга.

Завершение конфликта

Конец конфликта может иметь следующие формы:

  • разрешение — стороны конфликта совместными усилиями пришли к окончательному решению, которое так или иначе отвечает их интересам;
  • разрешение — устранение противоречия усилиями третьего лица;
  • угасание — временное или полное прекращение активного противостояния, которое может быть связано как с исчерпанием ресурсов участников, так и с потерей актуальности причины конфликта;
  • устранение конфликта заключается в «устранении» его структурных элементов (выход из спора одной из сторон или длительное отсутствие контакта между противниками, нейтрализация проблемы);
  • в некоторых случаях текущий конфликт может привести к возникновению новых столкновений вокруг объектов, которые были идентифицированы при попытке его разрешения.

конструктивные конфликты

Выводы

Несмотря на то, что большинство людей рассматривают конфликт как чисто негативное явление, это не совсем справедливо. Это могло быть конструктивно. Также в некоторых случаях это просто необходимо. Например, руководители некоторых организаций сознательно провоцируют конструктивные конфликты в трудовых коллективах. Помогает выявить существующие проблемы, снять эмоциональное напряжение и создать здоровую рабочую среду. Также стоит помнить, что при грамотном подходе к урегулированию конфликтов даже деструктивное противостояние может иметь конструктивный конец.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть