Социальный эксперимент — это… Определение понятия, суть, примеры, особенности и методы проведения исследований

Социальный эксперимент — это исследовательский проект, проводимый с людьми в реальном мире. Основная задача — выяснить, как общество и отдельные люди отреагируют на разные жизненные ситуации. Это необходимо для лучшего понимания того, как работают культура и люди, как они взаимодействуют друг с другом.
Содержание
- 1 Преамбула
- 2 Краткая история
- 3 Зачем нужно такое исследование
- 4 Такие различные методики
- 5 Что учитывается
- 6 Примеры социального эксперимента
- 7 Против домашнего насилия
- 8 Разделение по этнической принадлежности и полу
- 9 Разделение по этнической принадлежности и трудоустройству
- 10 «Самореализующееся пророчество»
- 11 Особенности социального эксперимента
- 12 В заключение
Преамбула
Социальный эксперимент — это уникальный способ изучения общества в целом, а также каждого человека в отдельности. Прежде чем приступить к изучению общества, необходимо выработать определенную концепцию. Важно понимать, какие условия считаются критическими, как человек может реагировать на конкретную ситуацию, какие инструменты необходимы для проведения следующего анализа. В этой статье мы узнаем все о методах социальных экспериментов и о том, для чего они вообще нужны.
Краткая история
В 1920-х годах известный статистик Рональд Фишер начал разрабатывать универсальные методы социальных экспериментов. Это позволило понять, насколько идеальным может быть такой метод изучения общества и его поведения.
Фишер понял, что нет двух одинаковых групп, но модели поведения могут содержать до 90% сходства. Он отметил, что с помощью экспериментов можно проводить более точные статистические расчеты, касающиеся общества.
Первый крупный социальный эксперимент был проведен в Нью-Джерси (1968). Конечно, до этого многие статистики проводили свой анализ разными методами, но именно в этом году отношение людей к новому закону о введении отрицательного подоходного налога в 1960-х годах, разработчиками которого были Джейсон Тобин и Милтон Фридман, изменилось были тщательно изучены.
Социальные эксперименты сейчас проводятся в России и других странах мира. Но что они дают и какую роль играют в развитии общества?
Зачем нужно такое исследование
важно понимать, что социальные эксперименты — отличный способ узнать о человеческой культуре. Ни одна наука, ни один технический прибор, даже самый современный, не сможет оценить поведенческие качества каждого человека в разных ситуациях.
Любой социальный эксперимент может подтвердить или опровергнуть теорию, поэтому все методы отличаются друг от друга. К тому же такое исследование позволяет скрупулезно изучать характер и мнение людей во всем мире, а также использовать эти знания во благо, для развития человечества.
Каждый эксперимент приводит к определенному выводу, на котором будут основываться ученые (статистики, социологи, философы, психологи).
Любые социально-психологические эксперименты проводятся только в искусственно созданных условиях. В естественной среде поведение общества изучается редко. То есть большинство ситуаций являются постановочными, в которых задействован промоутер или организационная группа.
Основная причина, по которой такие эксперименты необходимы, — это создание уникального метода управления, воспитания и развития нашего общества, разработка эффективных программ обучения и направление сил и возможностей в нужное русло.
Такие различные методики
Все социальные эксперименты можно разделить на несколько категорий. Они бывают педагогическими, психологическими или экономическими. Важно понимать, что их можно проводить в контролируемых условиях и наоборот, в стенах лаборатории или здания.
Все методы похожи друг на друга, их разделяет только область, в которой будет изучаться компания. Но главная задача — получить конкретную информацию с доказательной базой, исключить возможность развития неконтролируемых ситуаций и быть готовым к любым изменениям.
Что учитывается
Ни один социальный эксперимент не проводится без тщательной подготовки. Это требует:
- Соберите инициативную группу. Как правило, за проведение определенного социального эксперимента отвечает несколько человек. Им следует выбрать метод анализа (анонимный, публичный или открытый), место, где будет проводиться проверка. Инициативная группа несет ответственность за выбор требований и обучение каждого участника, потому что часто бывают случаи, когда социальный эксперимент терпит неудачу и необходимо принимать экстренные меры.
- Письменный план. Руководители инициативной группы разрабатывают собственную концепцию эксперимента, поэтому все анализы могут отличаться друг от друга. Ни один участник не должен отклоняться от готового плана. Его суть — добиться максимальных результатов во время эксперимента. При этом в инициативной группе должно быть 1-2 участника, которые обозначат тенденцию социального контроля. Это может быть обычная записная книжка, аудио или видео.
Примеры социального эксперимента
Результаты анализа рассматриваются следующим образом: берется тестовая группа людей определенного пола, возраста, расы, социального статуса, вводится в искусственно разработанные жизненные ситуации (политические, религиозные и т.д.), А затем они рисуются выводы о действиях человека. Итоговая оценка должна показывать, насколько люди готовы к насилию, насколько они пассивны или активны, имеют ли они расистские или сексистские взгляды, агрессивны или сострадательны, подчиняются ли они властям, имеют ли они свое мнение.
Давайте посмотрим на некоторые из наиболее распространенных международных социальных экспериментов. Люди со всего мира регулярно разрабатывают новые концепции для изучения моделей поведения населения. А поскольку Интернет был разработан в 21 веке, результаты всех экспериментов можно увидеть в режиме онлайн на любом ресурсе сети.
Против домашнего насилия
Этот эксперимент был проведен инициативной организацией STHLM Panda в 2014 году.
Исследователи установили скрытую камеру в лифте, когда группа играла отрицательного мужа и жену жертвы. Актер угрожал женщине и напал на нее. Было важно, чтобы другие члены сообщества находились в лифте во время эксперимента, не подозревая, что за ними наблюдают.
Результат ошеломил инициативную группу. Большинство пассажиров лифта игнорировали насилие, считая неправильным вмешиваться в драки других людей. Они притворились, что их это не касается, отводя взгляд, глядя на телефон, надевая наушники. По статистике, только каждый 50 человек готов вмешаться в разборки и предотвратить насилие в семье.
Разделение по этнической принадлежности и полу
Этот эксперимент был проведен инициативной группой Social Misfits в 2010 году.
В этом эксперименте участвовали двое молодых актеров-мужчин, хорошо одетых, но подозрительных к своей внешности. У одного человека светлая кожа, а у другого темная кожа. Они по очереди крадут велосипед, привязанный к шесту в общественном парке.
Два актера (один за другим) в течение часа ломают велосипедный замок. В это время должно пройти не менее 100 человек (эта цифра нужна для последующей статистики).
Выводы этого эксперимента не очень обнадеживают. Когда светлокожий актер делает вид, что крадет велосипед, только 1 из 100 человек готов действовать немедленно. Некоторые люди могут спросить: «Это ваш байк?», Но затем рассмеяться, когда член инициативной группы серьезно ответит, что он его ворует. Но когда черный актер разыгрывает то же самое, за секунды может собраться толпа людей, чтобы остановить его. Большинство берут сотовые телефоны, и люди звонят в полицию. Когда эксперимент приостанавливается инициативной группой, а затем возобновляется через некоторое время, то же самое происходит снова.
Но на этом эксперимент не заканчивается, потому что он показывает, как люди делят своих собратьев-мужчин по полу и этнической принадлежности. На этот раз на публику выходит красивая девушка в красивой одежде. Он также пытается украсть байк, но прохожие не пытаются его остановить или вызвать полицию. Напротив, они подходят к ней и предлагают ей помощь.
Разделение по этнической принадлежности и трудоустройству
Этот эксперимент был проведен организацией Национального центра социальных исследований в 2009 году.
Исследователи подали около 3000 заявлений о приеме на работу под вымышленными именами. Этот метод социального эксперимента был призван показать, дискриминируют ли работодатели лиц, ищущих работу с иностранными именами.
Инициативная группа обнаружила, что вымышленный специалист, отправивший резюме в организацию, название и описание которой были знакомы людям (например, Иван Иванов), получил огромное количество откликов. Кандидаты от меньшинств (например, Магомед Кайырбекович) с такой же квалификацией и опытом работы должны были подать в два-три раза больше заявок, чтобы получить достаточное количество ответов от организаций.
Подводя итог, можно сказать, что ни одна организация впоследствии не предоставила ни одного понятного и правдоподобного объяснения того, как происходит отбор специалистов на новую должность. Однако расовая и национальная дискриминация имеет место во всем мире, не только в США или европейских странах, но и в России. Это связано с тем, что большое количество занятых — это мигранты и соседние страны: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Грузия и т.д.
«Самореализующееся пророчество»
Этот эксперимент был проведен Розенталем и Якобсоном в 1968 году.
Целью этого исследования было выявить и измерить влияние завышенных ожиданий учителей на успеваемость учащихся.
Розенталь и Джейкобсон провели свой эксперимент в начальной школе Калифорнии, которую они назвали Оук-школой. Студенты прошли тест на IQ, и на основании этого два исследователя сообщили учителям, что 20% студентов смогут продемонстрировать невероятные навыки в следующем году. Фактически, это количество студентов было выбрано случайным образом.
Все ученики были повторно обследованы через 8 месяцев, и 20% детей с большими надеждами получили по 12 баллов, хотя в то время средний балл составлял 8.
Розенталь и Якобсон пришли к выводу, что более высокие ожидания учителей были ответственны за эту разницу в лучшей успеваемости, предоставив доказательства, чтобы обозначить теорию «самоисполняющегося пророчества».
Особенности социального эксперимента
На первый взгляд может показаться, что проведение такого анализа — занятие бессмысленное и бесплодное. Но любой эксперимент в области социальной психологии помогает ученым и общественным деятелям изменить поведенческие модели человека, вводя новые отрасли в различные сферы жизни.
Все результаты записываются, заносятся в общую базу данных для получения статистического графика. Таким образом, правительство может, пусть и удаленно, знать последствия новых законов, знать мнение жителей страны и принимать рациональные решения. Члены общества, в свою очередь, лучше понимают друг друга, внося изменения в модель обучения и воспитания нового поколения.
В заключение
Любой социально-педагогический эксперимент — это не фарс, а способ знакомства, изучения и познания общества в целом. Любая модель анализа касается абсолютно всех сфер жизни (машиностроение, медицина, образование, наука, религия).