Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Часто говорят о способностях конкретного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто думает, что это понятие является научным и подразумевает уровень развития этого качества, а также возможность его улучшения. Не все знают, что такое уровни развития навыков, как работать над их улучшением и как извлечь из них максимальную пользу. А пока каких-то навыков недостаточно, это качество нужно постоянно развивать, если вы действительно хотите добиться успеха в определенной сфере.

Что такое способности, уровень развития способностей

Согласно научному определению, способности — это индивидуально-психологическая характеристика конкретного человека, которая определяет его способность выполнять определенную деятельность. Врожденными предпосылками появления определенных способностей являются влечения, которые, в отличие от первых, заложены в личности с рождения. При этом следует учитывать, что навыки — понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития навыков зависят от многих факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования. уровни развития потенциалаПо словам Рубинштейна, их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализовать возможности, предоставляемые одним уровнем квалификации, для того, чтобы в дальнейшем происходил переход на более высокий.

Виды способностей

Уровень развития личностных навыков делится на два типа:

— репродуктивная, когда человек демонстрирует способность успешно осваивать различные навыки, усваивать и применять знания, а также осуществлять деятельность по уже предложенной модели или идее;

— творческий, когда у человека есть возможность создать что-то новое, оригинальное.

В процессе успешного приобретения знаний и навыков человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, согласно теории Теплова, навыки также делятся на общие и специальные. Общие — это те, которые проявляются в любой сфере деятельности, а специальные — в определенной.

Уровни развития способностей

Выделяют следующие уровни развития этого качества:

— емкость;

— талант;

— талант;

— гений.

Для того чтобы у человека сформировался талант, необходимо органичное сочетание общих и специальных навыков, а также необходимо их динамическое развитие.

Одаренность — второй уровень развития способности

Подарок подразумевает набор различных навыков, которые развиты до достаточно высокого уровня и дают человеку возможность успешно освоить любой вид деятельности. В данном случае возможность освоения предназначается специально, поскольку, помимо прочего, от человека требуется непосредственно овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешной реализации идеи.

Подарок бывает следующих видов:

— художественный, предполагающий большие результаты в художественной деятельности;

— общий — интеллектуальный или академический, когда уровни развития навыков человека проявляются в хороших результатах в учебе, усвоении различных знаний в различных областях науки;

— творческий, что подразумевает способность генерировать новые идеи и демонстрировать слабость к изобретательству;уровень развития потенциала

— социальные, обеспечивающие высокий социальный интеллект, выявляющие лидерские качества, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и владение организаторскими способностями;

— практичность, проявляющаяся в умении человека применять свой интеллект для достижения своих целей, знании сильных и слабых сторон человека и умении использовать эти знания.

Кроме того, есть типы талантов в различных узких областях, например, математических, литературных и т.д.

Талант – высокий уровень развития творческих способностей

Если человек с ярко выраженными способностями к определенной сфере деятельности постоянно их совершенствует, говорят, что у него есть к этому талант. Следует учитывать, что это качество тоже не врожденное, несмотря на то, что многие привыкли так думать. Когда мы говорим об уровнях развития творческих способностей, талант — это довольно высокий показатель способности человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не забывайте, что это не более чем ярко выраженный навык, который необходимо постоянно развивать, пытаясь улучшить себя. Никакая естественная склонность не приведет к признанию таланта без тяжелой работы над собой. В этом случае талант формируется за счет определенного сочетания навыков. уровень развития навыковНи один, даже самый высокий уровень развития умения что-то делать нельзя назвать талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, сильная воля, отличная работоспособность и умение работать нужно богатое воображение.

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гением, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гений — это высший уровень развития навыков, который есть лишь у немногих. Это качество неразрывно связано с исключительной индивидуальностью. Отличительным качеством гения, в отличие от других уровней развития навыков, является то, что он обычно демонстрирует свой собственный «профиль». В гениальной личности неизбежно преобладает какая-либо сторона, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей по-прежнему остается одной из самых сложных задач психологии. В разное время многие ученые предлагали свои методы исследования этого качества. Однако на данный момент нет методики, позволяющей с абсолютной точностью определить способности человека, а также определить их уровень.влияет на уровни развития потенциала

Основная проблема заключалась в том, что навыки измерялись количественно, предполагался уровень развития общих навыков. Однако на самом деле это качественный показатель, который нужно видеть в динамике. Различные психологи предлагали свои методы измерения этого качества. Например, Л.С. Выготский предложил оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. В результате был поставлен двойной диагноз, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения навыков с помощью тестов был предложен основоположником дифференциальной психологии английским ученым Ф. Гальтоном. Целью методики было выявление не только наличия навыка, но и уровня его развития. В первую очередь, уровни развития интеллектуальных способностей изучались с помощью тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, которые выявляли наличие особых способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. И здесь уровень интеллектуальных способностей в основном определялся с помощью 30 заданий, расположенных в порядке возрастания сложности. Основное внимание уделялось пониманию задачи и способности логически рассуждать о том, как ее можно решить. Ученые предположили, что эта способность лежит в основе интеллекта. Они обладают понятием умственного возраста, который определяется уровнем разрешения интеллектуальных проблем. Каждая выполненная задача была критерием определения этого показателя. После смерти ученых тесты были переведены на английский язык и представлены в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новая версия, получившая название «стандартная шкала Бине», стала считаться универсальным методом определения навыков.

Существует множество методов выявления конкретных навыков, но все они в первую очередь основаны на определении интеллектуальных показателей. Это связано с мнением ученых, что для развития творческих и иных навыков уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

Диагностика интеллектуальных способностей

Уровень интеллектуального развития человека подразумевает его способность использовать свой разум, чтобы думать, понимать, слушать, принимать решения, наблюдать, воспринимать отношения и другие умственные операции. Одним из наиболее часто используемых методов определения степени развития этого качества являются тесты интеллекта, в которых предлагается определенный набор задач и отводится фиксированное время для их выполнения. Шкала баллов, которые можно получить, пройдя этот тест, варьируется от 0 до 160 и идет от слабости к гениальности. Тесты IQ предназначены для людей всех возрастов.уровень развития личностных качеств

Еще одна популярная техника — ШТУР — тоже показывает мастерство. Уровень развития интеллектуальных способностей школьников — цель диагностики этого метода. Он включает 6 субтестов, каждый из которых содержит от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два подтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:

— умение находить аналогии;

— логические классификации;

— логические обобщения;

— найдите правило построения ряда чисел.

Метод предназначен для группового исследования и ограничен по времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности полученных результатов.

Диагностика творческих способностей

Универсальной методикой измерения уровня креативности является методика Гилдфорда, которая существует в различных модификациях. Качества творчества, которые можно выявить с помощью этого метода:

— оригинальность в составе объединений;

— семантическая и семантическая гибкость;

— умение создавать новые идеи;

— уровень развития образного мышления.

В этом исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, предполагающем наличие творческих способностей.

Качества, которыми должен обладать респондент для успешной сдачи теста:

— восприятие и правильное понимание предлагаемых задач;

— рабочая память;

— дивергенция — возможность обнаружить оригинал в ординарном;

— конвергенция — способность идентифицировать объект по качественно разным характеристикам.

Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также наличие в человеке уверенности в себе, чувства юмора, беглости речи и импульсивности.уровни развития интеллектуальных способностей

Основное отличие тестов на выявление творческих способностей от аналогичных инструментов, предназначенных для определения интеллектуальных способностей, — это отсутствие ограничения по времени на решение задач, сложная структура, предполагающая возможность разных способов решения, а также косвенное построение предложений. Каждое действие, успешно выполненное в тесте, свидетельствует о наличии навыка для определенной области творческой деятельности.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Человеческие способности могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Поэтому сейчас в образовательных учреждениях с малых лет требуется работа, в ходе которой выявляются уровни развития навыков у детей. По результатам работы со школьниками проводятся занятия по выработке выявленных установок в той или иной сфере. Такая работа не может ограничиваться только школой, родители также должны активно участвовать в работе в этом направлении.

Методы, наиболее часто используемые для диагностики навыков, как общих, так и специальных:

— «Проблема каждого», предназначенная для оценки преднамеренности мышления, то есть степени, в которой человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

— «Исследование памяти методом запоминания десяти слов», направленное на выявление мнемонических процессов.

— «Словесная фантазия» — определение уровня развития творческих способностей, преимущественно воображения.

— «Запомни и расставь точки» — диагностика количества внимания.

— «Компасы» — изучение особенностей пространственного мышления.

— «Анаграммы» — определение комбинаторных навыков.

— «Математические аналитические способности» — выявление схожих наклонностей.

— «Навыки» — определяют успешность выполнения деятельности в заданной сфере.

— «Твой творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста психологическому.

— «Твое творчество» — диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный перечень определяется исходя из целей диагностического обследования. В этом случае конечным результатом работы не является выявление способностей человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, поэтому после постановки диагноза необходимо обязательно работать над улучшением определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения этого качества являются условия. Уровни развития навыков должны быть постоянно динамичными, переходя от одного этапа к другому. Важно, чтобы родители создавали своему ребенку условия для реализации выявленных им задатков. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его внимания к результатам.уровень развития общих навыков

То, что у ребенка изначально есть определенные задатки, вовсе не гарантирует, что они перерастут в способности. Например, можно рассмотреть ситуацию, когда хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных навыков является наличие человека с тонким слухом. Но специфическое строение слуховой и центральной нервной системы является лишь предпосылкой для возможного развития этих способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии его обладателя, ни на возможности, которые ему будут предоставлены для развития его задатков. Также за счет развития слухового анализатора возможно формирование абстрактно-логических навыков, а также музыкальных. Это связано с тем, что логика и язык человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Итак, если вы определили уровни развития своих навыков, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны знать, что только ежедневная работа превратит естественные наклонности в навыки, которые в будущем могут развиться в настоящий талант. И если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашего гения.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть