Ведущий вид деятельности в раннем возрасте: понятие, влияние выбора на развитие ребенка

Дети, приходя в этот мир, постепенно начинают его осваивать. Этот процесс происходит благодаря знанию опыта, накопленного предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного участия в различных занятиях. Дети 1-3 лет снова и снова выполняют карандаши по бумаге, соединяют детали конструктора, стараются поднести кашу ко рту. Именно действия с предметами психологи считают основным видом деятельности в раннем возрасте.
Содержание
- 1 Определение и возрастная периодизация
- 2 Характеристика ведущей деятельности
- 3 Потребности малыша 1-3 лет
- 4 Развитие предметной деятельности
- 5 Виды действий с предметами
- 6 Взрослый как образец
- 7 Второе направление по Эльконину
- 8 Возникновение других видов деятельности
- 9 Все ли так однозначно?
- 10 Воспитание гармоничной личности
Определение и возрастная периодизация
Термин «основная деятельность» ввел в психологию Выготский. Это понятие стало пониматься как такая деятельность, развитие которой приводит к формированию основных новых психологических образований на определенном этапе развития личности. Например, для дошкольника самая важная ролевая игра. С переходом на следующий этап психологического развития меняется основная деятельность, так как у ребенка появляются новые потребности.
На основании этого была составлена периодизация по возрасту. Выделите следующие этапы:
- Детство. До года малышам необходимо эмоциональное общение со взрослыми.
- Детский 1-3 года. Основным видом деятельности в раннем возрасте являются действия с предметами.
- Дошкольное детство. Ролевая игра выходит на первый план для детей от 3 до 7 лет.
- Младшие школьники (от 7 до 11 лет) вовлечены в образовательную деятельность.
- Для подростков от 11 до 15 лет личное общение с друзьями становится чрезвычайно важным.
- Юноши и девушки 15-18 лет занимаются профессиональным самоопределением.
Характеристика ведущей деятельности
Леонтьев и Эльконин занимались углубленным изучением психологии развития. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок вовлечен в разные виды деятельности (общение, работа, учеба и т.д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют роль. Однако наиболее значительный развивающий эффект на детей оказывает деятельность, которую они проводят для данного возраста. В процессе донесения ребенку:
- перестраиваются психические процессы;
- другие виды деятельности формируются.
- развиваются новые психологические характеристики;
Рассмотрим перечисленные особенности подробнее. Следовательно, основным видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является объективная деятельность. Младенцы учатся манипулировать игрушками и реальными вещами вокруг них. В результате формируются сенсорные стандарты, интеллект в виде зрительно-активного мышления. Ребенок учится ставить маленький кубик на большой, вставлять призму в соответствующее отверстие селектора.
Изучая назначение предметов, ребенок взаимодействует со взрослым. Эмоциональных жестов и восклицаний недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования — активной речи.
Основная деятельность в раннем возрасте — основа для возникновения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действий других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельном человеке. Все это приводит к трехлетнему кризису.
В процессе манипулирования игрушками и предметами постепенно формируется игровая и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка). Созданы условия для перехода в следующую возрастную фазу.
Потребности малыша 1-3 лет
Ребенок полностью зависит от взрослого. Он не может удовлетворить свои потребности в одиночку. К тому же кроха нуждается в любви и внимании родителей, общении с ними. Но при этом ребенок многое может сделать сам. Уверенно ходит, умеет брать то, чего раньше не мог дотянуться. У него есть стремление к независимости.
Возникшее противоречие разрешается через вид основной деятельности в раннем возрасте. Словом, это можно охарактеризовать как практическое совместное взаимодействие ребенка и взрослого с предметами.
Младенцы начинают изучать игрушки и вещи примерно в 6 месяцев. Они трясут погремушку, бьют ее, нажимают кнопки, касаются руками и облизывают. Эти действия направлены на изучение физических свойств предмета. В раннем возрасте ребенка больше интересует его цель. Однако ребенок не может научиться правильным действиям с предметами без помощи взрослого. У него недостаточно опыта, чтобы самостоятельно понять назначение карандаша, ложки или расчески. Основное занятие в раннем возрасте — возможность пообщаться с мамой или папой.
Взрослый выступает в роли наставника, который показывает социально развитые способы поведения, но не исполняет их на пустом месте. Создается ситуация корпоративного общения. Ребенок, с одной стороны, получает необходимое внимание, а с другой — учится действовать самостоятельно.
Развитие предметной деятельности
Маленький ребенок не сразу понимает предназначение игрушек и вещей вокруг них. Все начинается с первого этапа развития основного вида бизнеса. В раннем возрасте все это действия с предметами, вытекающие из их свойств. Карандаши можно катать, бросать, лизать, тыкать, как барабанные палочки. Дети выступают в роли экспериментаторов.
Затем наступает второй этап, когда ребенок узнает истинное назначение предмета и использует его общепринятым способом. Ребенок берет карандаш, когда хочет рисовать. И вот наконец третья фаза. Ребенок осваивает свободное использование предмета, постоянно вспоминая его основную функцию. Так, играя врача, ребенок может использовать карандаш вместо градусника.
Виды действий с предметами
Основная деятельность в раннем детстве — это основа интеллектуального, языкового и психологического развития ребенка. Большое значение имеют два типа действий с предметами: коррелирующие и инструментальные.
Цель первого — привести объекты или их части в заданные пространственные отношения. Ребенок собирает матрешку, собирает крышки для банок, вставляет детали в отверстия. При этом он должен учитывать размер, форму или цвет предметов. Освоить соответствующие действия без контакта со взрослым невозможно. Парень на собственном нанизывании на пирамиду звенит в произвольном порядке, не является эталонным образцом и должен следовать ему. В совместной игре с мамой возникает желание правильно собрать игрушку.
Инструментальные действия предполагают, что ребенок учится обращаться с предметом так, как это принято в обществе. Он должен адаптировать свои движения к характерным особенностям вещи (копать шпателем, раскрашивать кистью, сушить полотенцем). Таким образом, основной вид деятельности ребенка приводит к формированию элементарной логики. Изначально ребенок подносит ко рту ложку по кратчайшему пути, например, печенье или сухарик. Но со временем он понимает, что именно так проливается суп. Ложку всегда нужно держать в горизонтальном положении. Сначала его поднимают над тарелкой, а затем подносят к губам.
Взрослый как образец
Эльконин подробно изучил активность объекта детей. Особое внимание он уделял инструментальным действиям, так как через их развитие ребенок социализируется. В развитии основного вида деятельности в раннем возрасте, по словам Эльконина, можно выделить два направления.
Первый — это постепенное овладение тем или иным действием с помощью взрослого человека. Сначала мама берет малыша за руки и помогает ему делать необходимые движения. Таким образом, ему разрешено выполнять некоторые действия самому. Впоследствии ребенку достаточно шоу или устных указаний родителей.
Обучение невозможно без продемонстрированной взрослой модели действия. Эльконин отмечал следующие закономерности:
- Ребенок учится манипулировать предметами, когда взрослый побуждает его делать это, влияя на эмоции. Для ребенка главное — что-то делать с мамой или папой, имитировать. Когда взрослый покидает игру, он может продолжать еще долго.
- Родители одновременно играют несколько ролей. Они оба являются образцами для подражания, наставниками, контролерами и источником моральной поддержки.
- Выполняя действия, ребенок мысленно отождествляет себя со взрослым.
- Ребенок сначала улавливает общий смысл действия, затем его техническая сторона усиливается. Итак, годовалый ребенок прижимает гребешок к волосам, даже не касаясь их.
- Для ребенка важен не конечный результат, а правильное воспроизведение действий, показываемых взрослому. Пробу можно повторить после нескольких попыток.
Второе направление по Эльконину
Еще одно направление исследований ученого — изучение особенностей ориентации детей в области доминируемого действия. Эльконин подробно рассмотрел три этапа формирования основного вида деятельности в раннем возрасте. Психология ребенка хорошо просматривается на каждом этапе, изучаются изменения, которые с ней происходят.
Таким образом, в начале первого этапа ребенок манипулирует предметом, не осознавая его предназначения. Постепенно она учится делать с ним правильные действия, но его практические навыки еще недостаточно развиты. Ребенок понимает, что ложку нужно подносить ко рту, но не может держать ее горизонтально. В конце этого этапа ребенок осваивает определенный способ обращения с объектами. В его голове устанавливается жесткая связь. Дети не могут использовать предмет, предназначенный для других операций (пить из кубика, мыть стол платком).
На втором этапе развития ребенок начинает воспроизводить освоенные действия в нестандартных ситуациях. Перенос может осуществляться на другие предметы (можно пить не только из чашки, но и из стакана) и ситуации (попытки одеть кошку).
Третий этап характеризуется появлением игрового действия. Ребенок сам решает, какие операции подходят предметам. Осваивает замену. Теперь кубик может быть утюгом, ломтиком хлеба, мылом. Шарик из пластилина или камешек заменит конфету. Фактически, дети узнают о первых элементарных символах. Это создает условия для развития воображения.
Возникновение других видов деятельности
Через манипулирование объектами ребенок включается в новые для себя отношения. Основная деятельность ребенка создает предпосылки для появления:
- Трудовая деятельность. Ребенку интересно орудовать веником, протирать тряпкой, поливать цветы из лейки, лепить из теста печенье. Не все родители готовы терпеливо обучать ребенка этим навыкам. Если ребенка отстраняют от работы по дому, у него снижается самооценка и пропадает мотивация к работе.
- Производственная деятельность (дизайн, моделирование). Вначале малыш просто изучает материал, учится рисовать каракули карандашом, не пытаясь изобразить что-то значимое. Поворотный момент наступает, когда за случайными фигурами и линиями он начинает угадывать реальные объекты. Мальчик сначала наносит последние штрихи, а затем с радостью ищет то, что произошло. При участии взрослого у него развивается желание сознательно изобразить какие-то яркие образы.
- Игровая активность. Сначала ребенок манипулирует игрушками, повторяя движения за мамой: кормит медведя, трясет куклу. Он пока ничего не рисует, а просто копирует. Постепенно воображение развивается. В возрасте 3 лет дети могут воспроизводить реальные действия взрослых с помощью игрушек и предметов-заменителей. При этом в процессе игры ребенок осознает свою роль (повар, мама, парикмахер, водитель).
Все ли так однозначно?
Большинство психологов и педагогов признают существование одного основного вида деятельности в раннем возрасте. Однако есть и противники этой теории. Они протестуют против обобщения в любом возрасте. Лейтес указывал, что концепция не учитывает личность конкретного ребенка, его индивидуальные особенности. Рубинштейн, не отрицая важности игр, назвал еще одно важное направление деятельности, определяющее развитие любого дошкольника: повседневную жизнь. Незаметно, через повседневные дела ребенок усваивает правила поведения, учится общаться со сверстниками.
Петровский сомневался, что можно определить основной вид деятельности детей. В раннем возрасте они особенно чувствительны к воздействиям окружающей среды. Поэтому у разных детей могут быть разные виды деятельности, в зависимости от уровня развития, социальной ситуации.
Воспитание гармоничной личности
Петровский настаивал на том, что полноценное развитие ребенка невозможно осуществить за счет одного основного вида деятельности. В раннем возрасте важно приобщить ребенка к различным сферам жизни человека. Вот список:
- Экспериментируйте с песком, макаронами, водой и другими веществами.
- Физическая активность (гимнастика, подвижные игры, езда на велосипеде, гоночные велосипеды и др)
- Восприятие стихов, сказок, изучение иллюстраций в книгах.
- Играйте в группе сверстников под присмотром и руководством взрослых.
- Активность испытуемого с игрушками. Они могут быть составными (конструктор, матрешка, пазл) или мобильными (качалка, неваляшка, машинка).
- Визуальные занятия (аппликации, простые поделки, лепка, рисование).
- Самообслуживание, формирование действий инструмента (ест ложкой, подметает веником, копает лопатой).
- Общение со взрослыми.
- Знание музыки через слушание, пение, танцы. Дети очень любят музыкальные игрушки, многим нравятся классические произведения.
Главный бизнес в раннем возрасте — понятие неоднозначное. Однако нельзя отрицать тот факт, что внимание детей направлено на предметы. Папины горшки, метлы и инструменты не случайно становятся любимыми игрушками. Задача родителей — поощрять самостоятельность детей и терпеливо учить их правильным действиям с предметами. От этого зависит интеллектуальное и психологическое развитие любимого ребенка.