Вербальное и невербальное поведение

Каждый из нас использует вербальное и невербальное поведение в общении. Мы передаем информацию не только с помощью речи, но и с помощью различных средств. В этой статье мы подробнее рассмотрим вербальное и невербальное поведение. Вы узнаете много интересных фактов об общении, а также получите ряд ценных советов.
Содержание
- 1 Вербальное поведение
- 2 Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом
- 3 Невербальный язык
- 4 Невербальное поведение
- 5 Невербальные каналы коммуникации
- 6 Жесты и позы
- 7 Мимика
- 8 Мимика у животных и первобытных людей
- 9 Сигналы, посылаемые глазами
- 10 Тактильная коммуникация
- 11 Одежда как способ невербальной коммуникации
Вербальное поведение
Вербальное поведение предполагает общение посредством слов. С раннего детства нас учат выражать свои мысли логически, поэтому взрослому обычно не составляет труда их выражать. Изящный язык и красноречие приобретаются с опытом. Однако только 7% того, что мы говорим, воспринимается другими через значение, которое содержится в словах. Остальное — через невербальные реакции и интонацию. Как ни странно, в корпоративном общении самым важным фактором является умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит другой человек.
Слушать эмоции и факты — значит выслушать сообщение в полной мере. Поступая так, человек увеличивает вероятность того, что переданная ему информация будет понятна. Это также показывает, что он уважительно относится к сообщениям, переданным ораторами.
Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом
Профессор Кейт Дэвис изложил следующие 10 правил эффективного слушания.
- когда вы говорите, невозможно получить информацию, поэтому перестаньте говорить.
- Помогите собеседнику вырваться на свободу. Необходимо дать человеку почувствовать себя свободным, то есть создать непринужденную обстановку.
- Оратор должен показать, что вы готовы слушать. Вы должны действовать и проявлять интерес. Когда вы слушаете другого, старайтесь понять его и не ищите причин для возражений.
- Необходимо исключить раздражающие моменты. Не стучите по столу, не рисуйте и не перемещайте бумаги во время чата. Может, информация будет лучше восприниматься при закрытой двери?
- Оратор должен сопереживать. Для этого попробуйте представить себя на его месте.
- Потерпи. Не перебивайте собеседника, не экономьте время.
- Ограничьте свой характер. Если человек злится, он придает неверный смысл своим словам.
- Избегайте критики и споров. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию. Он также может рассердиться или заткнуться. Нет нужды спорить. Фактически, вы проиграете, если выиграете спор.
- Задайте вопросы собеседнику. Это поднимет ему настроение и покажет, что его слушают.
- Наконец, перестань говорить. Этот совет является первым и последним, поскольку от него зависят все остальные.
Помимо умения эффективно слушать собеседника, есть и другие способы улучшить искусство общения. Перед тем, как обмениваться идеями, необходимо их прояснить, то есть систематически анализировать и размышлять над вопросами, идеями или проблемами, которые вы собираетесь передать другому. Если вы хотите добиться успеха в карьере или личной жизни, очень важно учитывать различные характеристики межличностного взаимодействия. Исследователи говорят, что наряду с вербальным (вербальным) общением необходимо учитывать невербальный язык, которым пользуются люди.
Невербальный язык
Следует отметить, что данное понятие подразумевает не только контроль собственного поведения, умение интерпретировать мимику и жесты партнера, но и зону личной территории человека, его ментальную сущность. Кроме того, это понятие включает в себя национальные особенности поведения собеседников, их взаимное расположение в процессе общения, способность партнеров расшифровывать значение использования таких вспомогательных средств, как сигареты, очки, помада, зонт, зеркало и т.д.
Невербальное поведение
Когда мы думаем о коммуникации, мы в первую очередь имеем в виду язык. Однако это только часть медиа и, возможно, не главная в таком процессе, как коммуникация. Невербальное поведение часто даже важнее. Когда мы общаемся, мы используем множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим нас людям. Такие средства общения называются невербальными. Это означает, что в них не используются ни слова, ни фразы. Общение, понимаемое в широком смысле, не только вербальное.
Невербальные каналы коммуникации
Их можно разделить на две категории. Первый — невербальное поведение, а второй — невербальные характеристики.
К невербальному поведению относятся все типы поведения (кроме произношения слов), которые возникают в процессе общения. Включает в себя:
- расстояние связи;
- поза, ориентация и наклон тела;
- высота, тон голоса и другие вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи;
- выражение лица;
- трогательный;
- взгляд, а также визуальное внимание.
- жесты и движения ног;
Следовательно, невербальное поведение включает как то, что мы обычно связываем с активным самовыражением, так и то, что относится к более тонким и менее ярким проявлениям.
Что касается невербального неповеденческого общения, оно включает в себя множество сигналов и источников сообщений, которые нельзя вывести непосредственно из поведения. Интересно, что на межличностное общение влияют такие мелочи, как тип используемой одежды, погода, архитектурные сооружения, в которых мы работаем и живем, косметические изменения, которые мы вносим в нашу внешность. Все это определяется как скрытые формы общения. Такие неповеденческие моменты в процессе общения передают собеседнику информацию наряду с невербальным поведением и языком. Когда мы воспринимаем человека, вербальное и невербальное общение составляют единое целое.
Невербальное поведение — довольно сложный и глубокий предмет психологии. Однако некоторые моменты совсем не сложно запомнить и учесть в повседневной жизни. Ниже перечислены некоторые характеристики невербального поведения, способность интерпретировать которые очень важны для эффективного общения.
Жесты и позы
Движения тела и рук передают много информации о человеке. В частности, они показывают прямые эмоциональные реакции человека и состояние его тела. Они позволяют собеседнику судить, какой у человека темперамент, каковы его реакции (сильные или слабые, инертные или подвижные, медленные или быстрые). Кроме того, движения тела и различные позы отражают многие черты характера, степень самооценки человека, стремительность или осторожность, вялость или скованность. В них также проявляется социальный статус личности.
Выражения вроде «расправьте плечи» или «встаньте полусогнуты» — это не просто описания поз. Они определяют психологическое состояние человека. Следует также отметить, что жесты и позы — это невербальные формы поведения человека, в которых проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. Например, если мужчина вежлив, он не будет говорить сидя, если его собеседница — женщина, а она стоит. Это правило действует независимо от того, как мужчина ценит личные достоинства той или иной женщины.
Знаки, которые передаются от тела, очень важны при первой встрече, так как аспекты характера собеседника человека проявляются не сразу. Например, если вы подаете заявление о приеме на работу, вам следует сидеть прямо во время собеседования. Это покажет ваш интерес. Вам также следует смотреть собеседнику в глаза, но не слишком настойчиво.
Агрессивным положением тела считается следующее: человек находится в напряжении, он готов двигаться. Тело такого человека немного сдвинуто вперед, как будто готовится к броску. Эта поза, кажется, сигнализирует о том, что с ее стороны возможна агрессия.
Жесты играют очень важную роль в общении. Привлекая внимание, можно призывно помахать рукой. Можно сделать презрительный и раздражительный жест, приложить руку к виску. Аплодисменты означают благодарность или приветствие. Пара аплодисментов — один из способов привлечь внимание. Интересно, что аплодисменты использовались для привлечения внимания богов в ряде языческих религий (перед жертвоприношением или молитвой). Собственно, оттуда и пошли современные аплодисменты. Арсенал значений, которые передавались и передавались, хлопая в ладоши на ладони, огромен. Это понятно, потому что этот жест — один из немногих, издающих звук, и довольно громкий.
Мимика
Мимикрия — это невербальное поведение человека, которое заключается в использовании лица человека. Мы можем выделить и интерпретировать более тонкие движения лицевых мышц. Иконические функции включают положение или движение различных частей лица. Например, мы поднимаем брови от удивления, страха, гнева или приветствия. Известно, что Аристотель также занимался физиогномикой.
Мимика у животных и первобытных людей
Следует отметить, что не только люди, но и высшие животные обладают такой мимикой, как невербальное коммуникативное поведение. Хотя гримасы человекообразных обезьян похожи на человеческие, они часто выражают другие значения. В частности, для обезьян опасна улыбка, которую люди могут принять за улыбку. Животное приподнимает десны, показывая клыки. Многие млекопитающие (волки, тигры, собаки и т.д.) делают то же самое.
Кстати, этот знак угрозы, судя по всему, когда-то был свойственен человеку. Это подтверждает, что улыбка некоторых первобытных народов — это не только улыбка, но и знак горечи или угрозы. У этих народов клыки бессознательно до сих пор служат военным оружием. Кстати, в современной культуре память об этом значении такой гримасы сохранилась: есть фразеологизм «показать зубы», значение которого — «продемонстрировать угрозу или сопротивление».
Сигналы, посылаемые глазами
Сигналы, посылаемые глазами, также связаны с выражением лица. Женщины, как известно, стреляют в глаза, флиртуют. Вы можете сказать «да», моргнув. Открытый и прямой взгляд собеседника в глаза считается признаком свободного и сильного человека. У этой точки зрения есть свои биологические корни. У первобытных народов, как и в животном мире, это часто бывает проблемой. Гориллы, например, терпимо относятся к людям рядом с собой, но при этом человеку не следует смотреть в глаза начальнику, так как тот сочтет это вторжением своего лидерства в стадо. Есть случаи, когда на оператора напал самец гориллы, поскольку животное считало, что мигающий объектив камеры был проблемой, прямым взглядом в глаза. И сегодня в человеческом обществе такое невербальное поведение считается смелым. Известно, что когда люди не уверены в себе, когда они стесняются, они отводят взгляд.
Тактильная коммуникация
Включает поглаживание, прикосновение и т.д. Использование таких элементов общения указывает на статус, взаимоотношения и степень дружбы между собеседниками. Отношения между близкими выражаются в ласках, объятиях, поцелуях. Партнерские отношения часто предполагают похлопывание по спине, рукопожатие. Подростки, как детеныши животных, иногда имитируют драки. Поэтому они в игровой форме борются за лидерство. Подобные отношения между подростками выражаются в ударах ногами, ударами или захватами.
Следует отметить, что знаки, передающие невербальные средства общения (прикосновение, поза, мимика и т.д.), Не так уникальны, как произносимые нами слова. Очень часто их интерпретируют с учетом ситуации, то есть условий, в которых они наблюдаются.
Одежда как способ невербальной коммуникации
В общении между людьми известны и другие способы невербального общения. Например, к ним относятся украшения и одежда. Например, если сотрудник пришел на работу в элегантной одежде, по этому признаку можно сделать вывод, что сегодня у него день рождения или у него важная встреча. В политике часто практикуется использование одежды как средства общения. Например, Лужков, бывший мэр Москвы, объявил, что он «народный» мэр, мэр «работяга».
Поэтому невербальное поведение человека в психологии можно рассматривать во многих отношениях. Это явление представляет интерес не только для ученых, но и для обычных людей. Это неудивительно, ведь культура невербального поведения, как и культура речи, используется в повседневной жизни. Умение правильно трактовать слова и жесты полезно каждому. Глубокое понимание значения вербального / невербального поведения людей способствует эффективному общению.